Познание и развитие психологии
» » Техники аналитической психологии

Техники аналитической психологии

- Психотерапия (Автор: Психолог)
Техники аналитической психологии:

Анализ сновидений

К.Г.Юнг рассматривал сновидение как прямой канал связи с бессознательным, когда оно говорит на своем языке. Он считал недопустимым интерпретировать сон, исходя из какой-либо теории и старался всматриваться в содержание самого сна. Сновидение всегда решает конкретную и неповторимую проблему человека. Оно не является защитным занавесом, за которым угадываются реальные фигуры, а само выполняет важную функцию передачи экзистенциального послания бес-сознательного. Через него человек ассимилирует опыт человечества.
В аналитической психологии различают субъективный и объективный уровни трактовки сновидений. Объективный уровень связан с событиями и отношениями во внешнем мире. На этом уровне проясняется контекст сновидения: где развиваются события, каким образом происходит действие. На субъективном уровне образы сновидений рассматриваются как персонификации, и через их анализ представляется деятельность психики в целом и отдельных ее компонентов. Если клиенту снится женщина, которая угощает его чем-то невкусным, то на объективном уровне сон указывает на проблемы в отношениях с этой женщиной, а на субъективном уровне может быть истолкован через отношение с архетипом Анимы. По мере прохождения анализа растет доля субъективного уровня интерпретации.
Сновидение является противоположностью бодрствующего состояния и в отношении его выполняет компенсаторную функцию. Оно дает возможность заявить о себе и развиться тому, что остается под спудом, подавляется, не находит развития в сознании. В сновидении может корректироваться сознательная установка. Приведем пример ясного, почти "прозрачного" сновидения клиента, который как бы "сжигал себя" на работе, в общении. Клиенту приснился сон, в котором он разжигал костер и бросал туда бумагу. Бумага уже горит, и у сновидца появляется ощущение, что на ней написано что-то важное.

Анализ образов сновидения имеет две грани: проспективную и ретроспективную. Ретроспективный аспект анализа направляет на понимание значения сновидения в контексте событий внешней и внутренней жизни, выяснение причинной связи явлений. Проспективный аспект открывает в символе зреющие в бессознательном душевные движения, цели и перспективы личности. Через его образы человек готовится к изменениям, в них проявляются новые тенденции развития личности, которые позже проступают на сознательном уровне. На одном сеансе начали анализироваться отношения клиентки с матерью. Клиентка вытесняла негативные эмоции по отношению к ней. Перед следующим сеансом клиентке приснился сон, в котором она собиралась подарить матери букет, но все цветы в нем были неживыми. Тогда она пошла к соседке, чтобы собрать живые цветы. Таким образом М. выражала желание при помощи психотерапевта сделать "живыми" свои чувства к матери.
Сны отражают насущные потребности человека и дают ему шанс сделать новый шаг на пути изменений, продуцируя символы, через которые может ассимилироваться содержание бессознательного. Сновидение шлет послание Эго, дает ему совет, проявляет новые перспективы и возможности для самоосуществления личности.
К.Г.Юнг считал, что сам клиент не может понять смысл сновидения, во сне говорит мудрость бессознательного, которая еще не открылась сознанию и находится немного впереди него. Осваивая ее через символы, человек изменяется и развивается. Поэтому часто психотерапевт может понять и предугадать развитие событий во внутренней жизни клиента, продлевая линию от их подготовки во сне к будущей реализации. Во сне проявляется символ, еще не ассимилированный сознанием, но уже начавший путь к нему из глубин бессознательного. В сновидении клиента аналитический психолог отыскивает не травмы и конфликты прошлого, а потенциал для дальнейшего развития. К.Г.Юнг видел в нем попытку справиться с проблемой, которую не может решить, не замечает или отвергает Эго. Поэтому образы сновидения, как правило, более насыщены эмоциями, чем бодрствующее состояние.
В психоанализе клиенту предлагается свободное ассоциирование по поводу сновидения. Через отдельные детали оно приводит к специфическому прошлому опыту, позволяет восстановить контекст ситуации и установить связь между переживаниями прошлого и настоящим. В данном подходе образы выступают в качестве "пусковых механизмов" для отыскания пути из настоящего в прошлое и теряют свое значение, превращаясь из главных действующих лиц в декорации. Психоаналитик направляет свои усилия на поиск латентного содержания, скрывающегося за явным.
К.Г.Юнг не проводил этого различения, считая, что сам сон и есть его толкование. Для К.Г.Юнга образ ценен сам по себе, а не как способ скрыть латентное содержание. Символы сновидения несут в себе специфическое нерасшифрованное послание из глубин бессознательного. Его содержание нуждается не в точности объяснения, а в глубине понимания, и поэтому в юнгианском анализе стремятся "оставаться верными образу сна". Работа с ним проводится по методу амплификации, который предполагает развитие, расширение значения.

Если в психоанализе образы сновидения стремятся свести к одному значению (как правило, имеющему сексуальный характер), работа аналитического психолога противоположна по направлению — из образа вычерпывается как можно большее содержание. При этом вербальная трактовка, как любая другая попытка выразить значение символа, неизбежно его обедняет: "Мысль изреченная есть ложь" (Ф.Тютчев). Язык бессознательного слишком отличается от сознательного, чтобы ожидать буквального перевода. Трактовка любого образа может иметь множество вариантов. За сексуальной символикой, в интерпретации З.Фрейда, можно увидеть более глубинное стремление к союзу с другим, потребность в гармонизации женской и мужской части.
Интерпретация символизма должна быть индивидуальной, поэтому в юнгианском анализе даются дополнительные возможности для расширения содержания образа. Например, предлагается разыграть продолжение сна, станцевать, нарисовать сновидение, поговорить с образом, представляющим значимую фигуру. Психоаналитик дает инструкцию стараться удерживать образ сновидения и анализирует получаемую продукцию (метод активного воображения). Можно предложить вспомнить жизненную ситуацию, которая по своей внутренней логике близка к ситуации сновидения. Так как символ позволяет дать многозначную трактовку, для выбора оптимального пути в анализе К.Г.Юнг использовал серии сновидений, которые проясняют смысл отдельных снов или дают возможность отвергнуть неверную интерпретацию. В процессе психотерапии сновидения становятся все более понятными, проясняется их смысл для человека в контексте его жизни.
В отличие от классического психоанализа, К.Г.Юнг отрицал универсальность символики. В то же время есть сны, в которых по преимуществу представлены универсальные образы, мифологичные по своей структуре. Образы сновидения могут быть архетипическими, но смысл символа всегда индивидуален. Для интерпретации универсальной символики привлекаются параллели из мифов, сказок, верований.

Приведем пример сновидения Ф.Кафки и его интерпретации, предложенной юнгианским аналитиком Д.Шарпом.1
1 Данный фрагмент представляет отрывок из книги, в которой рассматриваются личностные особенности и творчество писателя с позиций аналитической психологии (6, с.49). Материалом для анализа являются дневниковые записи и воспоминания близко знавших писателя людей. Поэтому следует иметь в виду, что интерпретации полу "Две группы мужчин сражаются друг с другом. Группа, к которой принадлежу я, поймала одного противника, обнаженного мужчину. Пятеро из нас держат его: один — за голову, по двое — за руки и ноги. К сожалению, не оказывается ножа, чтобы заколоть его, и мы быстро спрашиваем всех по кругу, нет ли ножа — ни у кого нет. Но так как почему-то нельзя терять времени, а поблизости стоит печь, необычайно большая чугунная дверца которой раскалена докрасна, мы подталкиваем к ней пленника, приближаем вплотную к дверце его ногу, пока она не начинает дымиться, затем отводим ее в сторону и даем остыть, чтобы потом снова приблизить к дверце. Так мы все время проделываем это, пока я не просыпаюсь не только в холодном поту, но и с лязгающими от страха зубами".
"Две группы мужчин" представляют сознание и бессознательное, в отсутствии взаимного сотрудничества. В сновидении эго принадлежит сознанию, которое поймало "огромного обнаженного мужчину". Его образ напоминает Энкиду, "природного человека", который был теневым спутником Гильгамеша и привел его на землю, чтобы отвоевать свою свободу у матери-богини Иштар. Число пять ассоциируется с сущностью человека (голова, 2 руки, 2 ноги), причем человеческая природа (природа Антропоса) гиганта подчеркивается положением пяти мужчин, которые держат его.

В мифологической традиции Антропос, как собирательный образ, выступает в виде космического гиганта, prima materia (первичная материя) мира и первооснова всех грядущих поколений людей. В древнеисландском эпосе Эдда, например, приводится описание процесса создания богами мира из тела гиганта Имира. В Китае первым космическим существом был Паньгу (карлик-гигант): когда он плакал, создавались реки; когда он дышал, зарождались ветры; когда он умер, из его трупа возникали пять священных гор, а его глаза превратились в солнце и луну. В Индии предвечным существом был Пуруша, а в Персии — божественный король Гайомарт.
С субъективной точки зрения Антропос символизирует внутреннее божество и связан с природой, творческой сущностью бессознательного и гармоническим взаимодействием противоположностей, особенно духа и материи. Таким образом, Антропос олицетворяет первоначальное психическое единство, состояние целостности, утраченное (в истории человечества) филогенетически в результате цивилизации и роста уровня сознания, а также онтогенетически (в жизни индивида) благодаря взрослению. Задача современного человека заключается в том, чтобы обрести единство без утраты сознания.
Пятеро мужчин ищут нож, чтобы заколоть гиганта. Нож считается традиционным оружием изменников. Кроме того, как фаллический символ, он олицетворяет агрессивное мужское начало. Благодаря наличию режущей кромки, он символизирует способность различать и распознавать рациональную мысль, то есть позитивные аспекты мышления. Однако в данном случае использование ножа носит явно негативный характер, это акт предательства. С психологической точки зрения здесь имеется в виду рассудочное стремление уничтожить или отбросить теневую сторону с помощью интеллектуальной рационализации, теорий и умозаключений (удерживая таким образом конфликты в области рассудка). Тот факт, что в сновидении не удается найти нож, свидетельствует о недостатке мужественности. Кроме того, отсюда также следует, что сознание даже не признает существования данной проблемы. На другом уровне это может означать недопустимость "принесения в жертву" природного человека.
Далее пятеро мужчин принимают решение использовать в качестве орудия пытки раскаленную докрасна чугунную дверцу печи. Печь ассоциируется с чревом' и матерью. Так, например, о беременной женщине говорят, что "в ее печи лежит булочка"; о недавно забеременевшей женщине — что "у нее в печи огонь"; у фригидной женщины "холодная печь"; о женщине, которая собирается рожать, замечают, что "у нее скоро осядет печь"; о ребенке-идиоте говорят, что он "недопечен". Юнг считает, что "огненная печь, подобная огненному треножнику в "Фаусте" — это материнский символ". В библейской легенде о Шадрах, Мешах, Абеднего, находившихся в печи, в принципе описана "магическая процедура рождения "четвертого". С другой стороны, в сказке "Железная печь" печь олицетворяет чарующую способность негативного женского начала (которое, тем не менее, в данном контексте играет положительную роль, если учесть телеологическую возможность Воскресения; в данном случае Церковь употребляет термин felix cupla, счастливое преступление; например, "Ева съела яблоко").

В кулинарии печь — это место, где осуществляется приготовление пищи из исходных компонентов. В алхимии печь эквивалентна плавильному тиглю, "vas Hermetis" (герметичный сосуд), в котором осуществляется трансформация первичной материи. Отсюда можно заключить о наличие у печи положительных возможностей, если в нее поместить гиганта, персонифицирующего содержание бессознательного, которое считается потенциально доступным сознанию. Однако в рассматриваемом случае участников не интересует проблема трансформации, они просто поджаривают ногу пленника, пока она не начинает дымиться. (Монотонность и ритмичность поджаривания проходят лейтмотивом через ряд сказок; например, демонические персонажи "механически кивают головой"; психологически это соотносится с "неискупленным" комплексом, который может проявиться в виде бессмысленного мазохистского страдания.)
Ноги, как наиболее приближенный к земле орган тела, символизирует связь с земной реальностью и нередко имеет генеративное фаллическое значение. По традиции ноги считаются наиболее уязвимым местом у солнечных богов, королей и героев. Так, например, за ногу кусает змея (Ра), в ногу попадает стрела (Ахилл), ноги слабы (Гарпократ или Гор-па-херд) или уродливы (Гефест, Эдип). Ущербность ног, таким образом, свидетельствует о наличии определенного изъяна в позиции мужского начала; например, функциональные нарушения в половой сфере или упорствующее в своем проявлении творческое побуждение.
Дым символизирует фантазии (планы "развеялись, как дым"), лень ("Мои дни проходят, как дым" — Псалмы 102:3), отговорки ("дымовая завеса"). В Библии дым ассоциируется с омраченностью души (Откровения 9): дым поднимается из "бездны", лишая человека видения истины, и тогда появляются ужасные и прожорливые демоны, чтобы сожрать неправедного.

У алхимиков дым ассоциируется как с душой, так и с духом (anima corporalis), которые покидают тело. Психологически это соответствует сознательной дезидентификации (разотождествлению) Эго с Анимой и Тенью (позволяя установить связь между его и этими персонифицированными аспектами бессознательного). Это необходимая стадия, но если процесс останавливается на этой стадии, тогда человек переживает "потерю души", то есть депрессию. Поэтому алхимики говорят о второй стадии coniunctio, на которой ставится задача воссоединения души и духа с телом. В действительности это означает, что озарение может произвести трансформацию (а у Кафки было много озарений), только подвергаясь воздействию и реализуясь в жизни. Как заметил Юнг: "Самопознание вызывает определенные этические последствия, которые нуждаются не только в осознании, но и в реализации на практике".
Таким образом, тот факт, что ноги гиганта дымятся, свидетельствует о стремлении обессилить (в широком смысле слова) "другую сторону", подвергнув "точку зрения" хтонической тени мощному воздействию тепла материнского комплекса. Если в предыдущем сновидении материнский принцип играл положительную роль, предлагая жизнь ослу-борзой, то в данном случае он определенно выступает в отрицательной роли, поскольку пятеро мужчин представляют аспекты сознания, находящиеся "на службе у матери". Точно так же, как и в первом сновидении, в котором хтоническая тень, символизируемая ослом, загрязнена духом, представленным борзой, так и в данном случае представляется очевидным стремление одухотворить инстинкт (нога начинает дымить).
Действительно, против тени в области бессознательного направлено так много энергии (в виде тепла), что сознание вряд ли сможет получить доступ к любой его форме либидо. В сновидении это приводит к лизису, когда Кафка просыпается "не только в холодном поту, но и с лязгающими от страха зубами".
Уместность алхимических амплификации в отношении жизни Кафки становится очевидной, когда мы понимаем, что у не дифференцированного (бессознательного) человека Анима и Тень переживаются как единое целое. Поэтому любое подавление или отрицание бессознательного изображается в виде потери души. Кафка переживал это состояние не просто как депрессию, его охватывало всепоглощающее чувство своей непричастности к жизни. Это психологическое состояние и лежит в основе образа "тайного ворона".

Задача осознания в первую очередь заключается в том, чтобы опознать теневую сторону личности и признать ее право на существование, а не в том, чтобы игнорировать, одухотворять или бояться ее стремления к жизненному воплощению. Напротив, Кафка постоянно сражался со своим собственным "природным человеком". Благодаря идеалистическому отношению к чистоте, истине и совершенству Кафка не одобрял реальности, присущей существованию человека-животного.
По мере сознательной ассимиляции "земли" своей тени человек становится более солидным, "влиятельным", "весовым". (Этот процесс находит отражение в сновидениях, в которых видно, что теневая фигура утратила вес.) В случае отказа признать существование своей тени человек лишается почвы под ногами, ему недостаточно истинного смысла, его страданиям убедительности. Кафка выразил это ощущение следующим образом:
"Но на что бы я не сетовал, в сетованиях моих нет убежденности, в них нет даже истинного страдания, они раскачиваются, как якорь брошенного судна, далеко не достигая той глубины, где можно обрести опору".

Активное воображение
Данная техника направлена на порождение символов, при помощи которых клиент может ассимилировать содержание бессознательного. Психоаналитик создает проективную ситуацию, в которой человек сосредоточивается на каком-либо событии, картине, элементе сна или фантазии и позволяет себе спонтанно продуцировать образы. Он предлагает сосредоточиться и описать в деталях, что приходит в голову и как при этом изменяется образ. Приходящие образы можно записывать, рисовать. Он развивается по своей внутренней логике и в образах как бы прорисовывается, проступает значение символа, открывается его новый смысл. При этом важно не уходить от образа, а вжиться в него, стараясь отключить сознательный контроль. Полученная продукция — результат действия трансцендентной функции. В ней реализует себя сознательное и бессознательное, поэтому важно, чтобы в процедуре не выделялась ни одна из этих сфер. Рациональный контроль сознания сделает применение метода непродуктивным, а если человека заполняют содержания бессознательного, он теряет чувство идентичности.
Приведем пример применения этого метода с клиенткой А. Описывая свое состояние, она сказала: "Я чувствую себя как бы сжатой, словно скомканный лист бумаги". Психотерапевт предложила представить этот лист и удерживать его в поле зрения, всматриваясь в него. А. сказала, что он похож на письмо матери к подруге, которое привело к трагическим событиям в ее семье. Клиентка видела его лишь однажды, но на его основании матери приписывались гомосексуальные наклонности. Клиентка избегала их признавать в себе и вытесняла в бессознательное. Дальнейшая работа позволила ей выразить и проработать страхи относительно своих побуждений.

Метод амплификации
Метод предполагает связь индивидуальной и универсальной символики через интерпретацию образной продукции (например, сновидений). Аналитик предлагает различные истолкования символов, которые черпает из мифов, религиозных учений, искусства. Он должен понимать, как и зачем данный символ возник в культуре, какой смысл в нем заключен. Ключом к расшифровке становятся наиболее архаичные символы, потому что в них в первозданном виде заключена функция анализируемого образа. Психотерапевта интересует не происхождение образа, не характеристики проблемной области, а то, что он несет для человека, каково значение символа в контексте индивидуального опыта. Процесс индивидуации происходит при диалоге сознания и бессознательного, поэтому при использовании этого метода важно избежать ловушки интеллектуализации, когда привлекаемые параллели не помогают погрузиться в глубинный смысл образа, а лишь затуманивают его. Понятие амплификации взято из алхимии, где оно означало процесс, в ходе которого алхимик погружался в поток образов, концентрируясь на своих опытах. Таким образом он расширял контекст архетипических символов.
Метод амплификации в некотором смысле противоположен свободным ассоциациям, ибо не уводит от образа по какой-либо линии, а дает возможность очертить широкий круг ассоциаций вокруг него. Символ вписывается в определенный контекст, что расширяет его значение и углубляет понимание. Такой метод в большей степени соответствует представлению К.Г.Юнга о многообразии значений и неисчерпаемости символа. Он позволяет открыть глубинные переживания клиента, проявляющиеся в образах сновидений, фантазиях.
Для символического выражения переживания в аналитической психологии используется большое количество невербальных техник. Ученица К.Г.Юнга, Дора Кальф, предложила проективную ситуацию игры в песочнице. Клиенту предлагается ящик с голубым дном, песок, большое количество моделей домов, деревьев, фигурок животных, людей в костюмах из разных эпох и стран. Клиент может создать свой мир: горы и реки, леса и города. Символическое представление своего понимания мироустройства дает значительный терапевтический эффект.

Итог.
Аналитическая психология является одной из самых мощных и оригинальных школ современной психотерапии. К.Г.Юнг работал с проблемами того уровня и характера, которые не решались другими направлениями. Смысл жизни, гармоничное существование — таковы ориентиры аналитической психологии. Это психотерапевтическое направление четко очертило и спектр проблем, и особенности работы, и контингент клиентов. К.Г.Юнг работал по преимуществу с людьми среднего возраста, для которых наиболее остро стояли экзистенциальные проблемы. Его терапия отвечала потребностям человека, который отличается "степенью отчаяния от самого себя.
В аналитической психологии ставится цель не только достичь понимания патологических образцов реагирования, но и получение нового опыта, важных жизненных ориентации, движение по пути личностной трансформации. При этом психотерапевт не задает направление движения, а дает человеку свободу, чтобы он нашел свою судьбу. Парадоксальность подхода К.Г.Юнга в том, что изменения он рассматривает в то же время как приближение человека к тому, что он есть на самом деле, — к его глубинной сущности.
Эти идеи близки экзистенциальному, гуманистическому направлениям современной психотерапии. Особенно ощутимо революционное влияние аналитической психологии на транс-персональную психологию.
прочитали статью 7868 раз(а) и оставили 0 комментариев.
Другие статьи о психологии
  • Психотерапия - психодрама
  • Самореализация и индивидуализация личности
  • Теория психотерапии
  • Техники индивидуальной психологии А.Адлера
  • Механизм психотерапии
  • Комментарии о Техники аналитической психологии

    Написать комментарий
    Ваше Имя:


    Ваш E-Mail:


    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера

    Код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код


    Введите код: